Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По познавательному развитию

Совместная НОД в подготовительной к школе группе
«Белокурая берёза - символ Родины моей»

Черногородова Алена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с «Малыш»

Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря(гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы)

Развивающие:

- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности .

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация.

Индивидуальная работа: Совместные действия с Настей Б. по умению определять возраст дерева по его спилам.

Материал к непосредственно-образовательной деятельности:

Макет дерева без веток, картина о природе нашего художника-земляка.

Панасова С. С. , мультимедийный проектор, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты макеты деревьев для оформления, подарки для детей-оберёги изготовленные из бересты.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Мотивация к деятельности:

Дети входят в группу и встают в полукруг.

- Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда - его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы его с вами сейчас прочитаем? (Содержание письма. В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.

- Что же делать ребята?

- Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовичок, прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.

- Вы готовы, ребята?

- И вот мы с вами в волшебном лесу (включаю звуки леса). (слайд2) Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек. (лист бумаги с нарисованным стволом)

- Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите ребята вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.

Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)

- Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.

Стихотворение «Березка» И. Прокофьев

Люблю березку русскую,

то светлую, то грустную,

в белом сарафанчике,

с платочками в карманчиках,

с красными застежками,

с зелеными сережками.

- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.) (Слайд №3)

- Как называется лес где растут одни березы (березовая роща) (Слайд №3)

- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы. (Слайд №4)

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).

- Зимой - на веточках лежит белый снег. (Слайд №5)

- Весной - на ветках клейкие, нежные листочки. (Слайд №6)

- Летом - дерево покрыто густой зеленой листвой. (Слайд №7)

- Осенью - берез а покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад). (Слайд №8)

- На территории садика посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года.

- Посмотрите ребята картину большеуковского художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица -березка. За свою красоту береза стала символом России.

Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Дети: Да

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березки.

Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста)

Воспитатель: Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. (Слайд №9) Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. (Слайд №10) В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. (показ изделий) (Слайд №11)

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)

Проводится опыт «У кого прочнее».

- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.

Игра «Найди кору березы».

На разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.

- Ребята давайте вернемся, мы к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.

Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили?

Дети: Да. Нашли кору от березы?

Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

Воспитатель снимает конверт с третьим заданием. (Рассказать о пользе березы) (Ответы детей)

- Березка, не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. (Слайд №12) Сережки березы служат кормом для птиц. (Слайд №12) Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. (Слайд №12)

Проводится игра «Найди лист березы».

Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку. (Cлайд №13)

- На стволах березы растет березовый гриб - чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. (Провести опыт с заваривание чаги) (Слайд №14) Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость - березовый сок (Слайд №14). Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком.

- А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы? (ответы детей)

Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойства березы, выполнили?

Воспитатель: Мы тогда мы прикрепляем веточку для березки?

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березки.

Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием. (Вырастить дерево и определить сколько лет ему)

Игра «Вырасти дерево».

Сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.

Игра «Определи возраст березе».

- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (Показывает через увеличительное стекло)

Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое)

- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?

Дети: нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

Воспитатель: попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.

(дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам)

Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием?

Дети: Да, мы вырастили березку, посчитали сколько ей лет.

Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

- Ребята мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё.

Ответы детей. Прикрепить листочки.

- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь ее.

- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

- Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята за то, что мы помогли расколдовать березку, она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.